Лототип виртуального музея маяков мира

ЦЫПНАВОЛОКСКИЙ МАЯК

 Установлен на северо-восточной оконечности полуострова Рыбачий на мысе Цыпнаволок. Обеспечивает плавание на подходах к Кольскому заливу и в прилегающей акватории Баренцева моря.
Место это издавна было оживленным в отношении мореплавания. Мимо мыса пролегают морские дороги, связывающие порты Кольского залива, Белого моря и рек Сибири с западными странами.

 

По преданию поморов, в районе Цыпнаволока, в частности в бухте Подшеей, в прошлом веке были лучшие становища Мурмана, где собиралось более 1000 рыбопромышленников и ежегодно скапливалось до 50 судов. В конце XIX века в бухте Подшеей числилось 12 домохозяйств с 90 постоянными жителями, была церковь и даже солидное здание тюрьмы, или “арестантского дома”, как его тогда называли М. Ф. Рейнеке, описывая во время своей экспедиции 1822—1832 годов полуостров Рыбачий, отметил, что “мыс Цыпнаволок... составляющий северо-восточный угол полуострова, суть низменная часть оного, хотя к воде... [берега его] круты, но не более 5—8 саженей. К югу в одной миле от Цыпнаволока лежит под берегом небольшой островок Аникиев, отличающийся зеленой поверхностью и черными крутыми боками. На середине его обнажена огромная шиферная плита с надписями имен разных мореплавателей, посещавших это место. Древнейшая из них на норвежском языке, под знаком короны, 1510 год. Далее к северо-западу от Цыпнаволока горы опять возвышаются” [26]. Кроме этого островка, называемого Большим Аникиевым, севернее его лежит островок Малый Аникиев. Эти два островка, судя по старым лоциям, и являлись главными ориентирами при плавании в районе мыса до постройки на нем маяка.
Впервые о необходимости постройки маяка на мысе Гидрографический департамент заявил в 1874 году, когда в северо-восточной части Рыбачьего полуострова за год произошло 9 кораблекрушений из 23 на Белом и Баренцевом морях. В частности, в ночь на 30 мая во время бури затонуло сразу 5 русских шняк. Погибло 29 человек от 12 до 43-летнего возраста.
На обращение Гидрографического департамента с просьбой выделить деньги на строительство Морское министерство ответило отказом, ссылаясь на то, что военные корабли в районе полуострова не плавают, и возведение маяка там должно быть заботой Министерства торговли и промышленности. В необходимости маяка не удалось убедить и это министерство.
Понадобилось 20 с лишним лет на то, чтобы убедить чиновников, что стоимость маяка не входит ни в какое сравнение с ущербом, который терпит государство и частные лица из-за плохого ограждения навигационных опасностей. К строительству приступили лишь в 1896 году после специального решения правительства.
Возводил маяк отставной генерал-майор Геккель. Он выстроил его в 1,5 мили от оконечности мыса в виде небольшого деревянного домика с красной крышей и серой башенкой с маячным фонарем. Диоптрический светооптический аппарат 5-го разряда, установленный на высоте
6,6 м от основания и 29,7 м от уровня моря, светил затмевающимся белым огнем в секторе от 294,5 до 184,5° на расстояние до 9 миль. В строй действующих маяк вступил 3 сентября 1896 года.
В планах России накануне Первой мировой войны военные действия на Северном театре не предусматривались. В военно-инженерном отношении театр оборудован не был, оборонительные сооружения отсутствовали, специальный режим работы навигационного ограждения заранее разработан не был.
С началом войны порты Балтийского и Черного морей были отрезаны от океана, и Северный театр приобрел большое значение как единственный путь сообщения России с союзниками (кроме пути через Тихий океан и Сибирь). Обстановка требовала быстрого переоборудования существующих портов и создания новых, а также развертывания мероприятий по защите и специальному навигационному ограждению морских сообщений.
Маяки Белого и Баренцева морей с началом боевых действий в навигацию 1915 года были погашены, некоторые из них, в том числе Цыпнаволокский, перешли на работу в специальном режиме. На все маяки были разосланы инструкции о действиях обслуживающего персонала на случай нападения противника.
24 октября и 9 ноября 1916 года германские подводные лодки обстреляли Цыпнаволокский маяк, но существенного урона ему не нанесли, и маяк продолжал обеспечивать действия наших сил.
После войны в новых условиях активного освоения Севера России и, в частности, развернувшейся широкой торговли с западными странами (Карские товарообменные экспедиции) роль маяка существенно возросла.
В 1924 году Убекосевер докладывало в Главное гидрографическое управление: “Цыпнаволокский маяк является приемным маяком для судов, идущих от Нордкапа на Святой Нос, а также для судов, идущих с океана в Кольский залив, в силу чего на Цыпнаволоке желательно вместо старого маяка, который требует капитального ремонта, построить железобетонную башню высотой 10 саженей, окрасить ее в ярко-красный цвет и установить фонарное сооружение с ацетиленовым аппаратом с дальностью видимости до 25 миль. Желательна также установка сирены” [27].
Маяк перестроили в 1933 году. На месте прежней башни соорудили деревянную широкую четырехгранную усеченную пирамиду высотой
18,7 м. В 1937 году маяк оборудовали новейшим по тому времени радиомаяком РМС-3.

 

Маяк Цыпнаволокский

В годы Великой Отечественной войны маяк не раз подвергался бомбардировкам противника и существенно пострадал. После войны его восстановили и оборудовали современным светооптическим электрическим аппаратом ЭМВ-3.
В 1975 году вместо устаревшей башни на мысе возвели новую из монолитного железобетона конусообразной формы, окрашенную красными и белыми горизонтальными полосами. В стальном фонарном сооружении установили светооптический электрический вращающийся аппарат с огнем красного и белого переменно-проблескового действия. Высота башни от основания 32 м, высота огня от уровня моря 54 м. Дальность видимости огня 18 миль.
В 1997 году на мысе установлен новейший радиомаяк КРМ-400.
Цыпнаволокский маяк является одним из важнейших на берегах северных морей России. Длительное
время коллективом этого образцового на Баренцевом море маяка руководили участник Великой Отечественной войны Н. А. Летов, служащие В. И. Пивоваров, Е. И. Блинов. Благодаря их усилиям, многочисленные технические средства маяка всегда были готовы к действию.
 

Маяки упоминаемые в материале: