Лототип виртуального музея маяков мира

Маячная жизнь изнутри. Для тех кто думает стать маячником

Многих интересует, каково это жить на маяке. Приведем историю маячной семьи с маяка Курбатова, что на острове Шумшуй Курильских островов. На вопросы Виртуального музея маяков мира любезно ответила Начальник маяка Барбашева Елена:

Я и мой муж работаем на маяке мыса Курбатова в первом Курильском проливе на острове Шумшу. На острове два маяка - наш "Курбатова", и на другом конце острова во  втором Курильском проливе "Чибуйный". Всего на острове 6 человек.

Маячники у нас люди, которым уже глубоко за 40 (в основном) и с интернетом не на короткой ноге. Интернета на маяках нет, даже сотовая связь далеко не на всех  маяках. На нашем маяке только дальноволновая радиостанция, по которой мы выходим на связь с управлением два раза в сутки, чтобы соощить гидрометеосводку и сказать, что у нас все нормально или проблемы. Наше управление Гидрографии находится в г. Петропавловске-Камчатском. Опишу подробнее нашу жизнь. 

Как устроиться работать на маяк?

      Об устройстве на маяки. На Камчатке люди на маяки требуются. Но не каждый выдерживает более 1 года, а то и одного сезона. Тяжелые условия быта, тяжелые климатические условия (сырость, туман, штормовые ветра, холодно - лето длиться два месяца). Экспедиционный завоз только в навигацию. Два раза -  в июне и в октябре.  Все наши маяки  - это войсковая часть. Мы - гражданский персонал в войсковой части. Наше начальство - военные моряки. Подразделение по должностям в зависимости от классности маяка. Например наш маяк 2 класса. По последнему штатному расписанию на маяке должен быть начальник маяка, механик маяка и техник маяка. Всего 3 человека.
 
Требование: у начальника маяка и механика должно быть техническое   образование. Желательно, что бы не только образование, но и человек реально мог разобрать и собрать дизель, ГТТ, снегоход. Иначе не выжить. Кроме маяков еще существуют станции радио - навигационного слежения - РНС. Там тоже требуются люди и условия точно такие же.  Что бы устроиться на работу, необходима камчатская  регистрация по месту жительства, устраивающийся на работу человек проходит медицинскую комиссию, документ об образовании.

 

О зарплатах смотрителей маяков и маячников

Сразу скажу, что оклады у нас небольшие. Зарплата техника без категории - 22000 руб. Механика - около 40 000 руб. Вообще работа на маяке - это скорей образ жизни. Корыстные и меркантильные не держутся.

 

О состоянии маяков

К сожалению, действительно многие маяки выглядят плачевно. А особенно Курильские маяки. Сказывается отдаленность, ну и конечно климатические условия. Соленый туман с ветром съедает метал буквально на глазах. А вообще, я хочу сказать, что многое зависит от людей, работающих на данном объекте. Когда мы приехали в 2006 г.,  маяк "Курбатова" выглядел ничуть не лучше всех остальных, если не хуже.
Не было техники, не было радиостанции (на связь спускались на заставу, сейчас заставув сняли), условия быта были просто кошмарные - в подробности вдаваться не буду. Начальником маяка был моркой офицер в отставке - жадный, трусливый и любитель выпить.

Мы начали с того, что начали сжигать мусор, которым почему-то был завален весь маячный городок. И по сей день мы пытаемся привести все в порядок насколько хватает сил. Нужно сказать, что не все нас одобряют. Кто то относится скептически, кто то откровенно смеется над нами. Мы не обращаем внимания. Просто стыдно, что в России стоят такие маяки.

Прорвемся!

Мой супруг моряк торгового флота - работал в Черноморском морском пароходстве. Прошел более 30 стран. Такие обшарпанные маяки стоят только в России.

В 2007 г. я приехала в Петропавловск-Камчатский  и написала письмо в Главное Управление научных исследований океана и гидрографии  адмиралу Комарицину в г. Санкт-Петербурге. После этого письма меня сильно невзлюбило начальство, но динамика положительная к каким-то изменениям наметилась.

В 2008 г. у нас уже появилась новая хорошая радиостанция. Привезли краску для ремонта башни. Старого начальника маяка отправили с почестями на пенсию. Было еще много докладных и рапортов - в общем сплошная долбежка, и все в письменном виде. Сейчас у нас уже вставили в дом пластиковые рамы (старые рамы выдавливало каждый раз циклонами), а мы с мужем провели по всему жилому дому локальное отопление от корейского автоматического бойлера (работает на дизельном топливе). Поставили спутниковое телевидиние (три года жили без телевизора), думаем об установке двухстороннего интернета. По мере наших сил стараемся поддерживать маяк в хорошем состоянии. Проблем еще очень много. Работаем. И кстати, за то, что мы вдвоем привели в порядок маяк - застеклили, отремонтировали и покрасили, наше начальство нам и спасибо не сказали. Но мы не в обиде. Зато сейчас ни мне, как начальнику маяка - да я единственная женщина начальник маяка - ни супругу не стыдно за наш маяк.

Туризм на острове

К нам каждое лето приходят туристы. Приходят пешком - переправляются с Северо-Курильска. Приходят на каяках. Приходили иркутские ребята на катамаране. Приплывали даже на надувных бананах, связанных между собой. Люди со всей России. Очень много москвичей.

Часто спрашивают как связаться по радиосвязи с маяком, есть ли позывной и можно ли гражданским радиолюбителям с Вами связываться

Гражданским радиолюбителям с нами связвываться нельзя. Тут соблюдается некоторая секретность. Даже фамилии и должности при передаче радиограмм передаются в зашифрованном виде. Свои позывные есть у каждого  маяка и гидрографического судна. С проходящими мимо судами мы разговариваем на короткиих волнах без всяких позывных - зовут маяк так как указано на штурманской карте.  Не на всех маяках есть коротковолновая станция. На нашем есть, и постоянно включена на 16 морском международном канале.
 

Как написать письмо на маяк?

 Написать письмо на маяк нельзя. Почтовой доставки нет. Ближайшее почтовое отделение к нам - это г. Северо-Курильск.  В прошлом маячникам письма приходили в Северо-Курильск, адресованные на маяки "Курбатово" и "Чибуйный", знакомых просили забрать почту и при переправке через 2 курильский пролив, передавали на маяки.

Почему рещили стать смотрителем маяка?

Желание работать на маяке возникло задолго до того как мы приехали на маяк. Все таки у нас портовый город. Маяки есть и в черте города (Передний Авачинский, Задний Авачинский) , за городом маяки Петропавловский (самый старый маяк) и маяк Станицкий - они стоят на воротах входа в Авачинскую бухту.
Раньше, когда наш город был закрытой пограничной зоной, все так или иначе были связаны с морем, рыбой, флотом, и всем тем, что обеспечивает работу флота. Поэтому маяки воспринимаются как само собой разумеющееся. Мой отец капитан дальнего плавания. Работал в Камчатском морском пароходстве.
Я девчонкой часто бывала у него на судах, на которых он работал. Владимир - мой муж, как я уже говорила, моряк. Работал боцманом, механиком на судах ЧМП, КМП и даже работал на греческих судах в международных экипажах. В общем о маяках мы знаем много, но только вот как выглядят маяки в России на
самом деле и как налажена работа на них, мы столкнулись когда приехали работать на маяк.

Устроится на маяк нам, как говориться, сам Бог велел. По образованию я юрист. Проработала в судебной системе около 12 лет. В 2006 году Владимир попал под сокращение, а у меня так сложились обстоятельства, что я была вынуждена уволиться с работы. Мы начали искать новую работу. Три месяца ничего приемлемого найти не удавалось. В небольших городах трудоустройство проблематично, особенно, если Вам за 40. Тогда очень сложный был период в жизни. Тотальное безденежье. Долги за коммуналку. Квартирный вопрос и т.д. и т.п. Мне тогда так все надоело, что видеть и слышать, все, что вокруг меня находится не хотелось. Как-то придя на берег бухты я взмолилась, что бы попасть на необитаемый остров, и никого из родственников не
видеть, и жить в тишине и покое. Я тогда еще не знала, что наша Вселенная воспринимает все буквально и мольбы и просьбы тоже.

И пришла мне в голову гениальная мысль, что нужно устроиться на работу на маяк. Не знаю, совпадение ли это или промысел Божий, но когда мы пришли с мужем очередной раз в центр занятости населения, я увидела объявление, что войсковая часть набирает людей для работы в отдаленных точках на маяках.
Заработная плата по тем временам составляла 6-8 тысяч рублей. На сумму заработной платы я тогда даже внимания не обратила. На следующий день мы с мужем уже беседовали с начальником Отдела маячной службы. У нас была одна проблема - наш брак был не зарегистрирован. Времени оставалось
до парохода мало. Начальник отдела написал нам ходатайство, чтобы нас зарегистрировали. В мае, в сильный дождь со снегом и ветром мы с Владимиром получили заветное свидетельство о заключении брака. Что-бы отметить это событие денег не было. На следующий день оформились на работу. Были некоторые трудности с медкомиссией у Владимира, но в конечном счете все урегулировалось и мы готовились к отбытию. Я тогда помню, что с меня слетело депрессионное состояние и был какой-то задор. Я как будто увидела просвет. Володя в молчаливой готовности ко всему упаковывал вещи, инструменты, и все что нам может пригодиться. Мы еще забрали с собой дюралевую лодку и мотор.

В конце концов ГИСУ "Север" взял курс на мыс Лопатка с снабжением и маячниками. После выгрузки на маяке Круглый (восточное побережье Камчатки), на маяке Лопатка (юг Камчатки), мы подошли к острову Шумшу. Маяка видно не было. Туман. Видимость до 50 м.

Выгрузка на прибойную полосу. Затем груз нужно завезти на верх к маяку и маячному городку. В то время еще стояла застава с 12 пограничниками. Они нам помогали. Когда поднялись на маяк, мой муж мне тихо на ухо сказал: "Ленусь, давай уедем, пока пароход еще
не ушел". Это было его первое впечатление от увиденного. Потом я поняла - мои мольбы услышаны, остров необитаем. На весь остров два маяка и застава.

Обустройство

Начали обустраиваться. Дом жилой без канализации, без водопровода, без вентиляции. Туалет на улице. Бани нет. Крыша протекает. Но это оказалось еще не все. В первую ночь я проснулась от какого-то скрипа и треска с другой стороны входной двери. Разбудив мужа, выяснилось, что это крысы грызут входную
дверь, и уже образовалась приличная дырка. Вооружившись табуреткой мой муж всю ночь гонял крыс, причем они не особо его боялись, а я сидела поджав ноги на диване в тихом ужасе. На следующий день выяснилось, что начальник маяка складировал муку в пустующей квартире дома и там крыс развелось несметное количество. Я потом поняла, почему жена начальника маяка ходила дома в сапогах. Мы потом оборудовали пустую цистерну под сыпучие и муку, что-бы не проникали крысы. Завели котов. У нас их сейчас восемь. Курильские бобтейлы. Они так и называются. С короткими хвостами.

С наступлением осени, стало понятно, что печи, которые стоят в квартирах, не предназначены для обогрева помещения. Это кухонные очаги для приготовления пищи. В них нужно засыпать уголь сверху. При этом сажа и копоть летит по всей квартире. При прохождении циклона, их топить вообще не имеет смысла - все тепло улетает в трубу. Нужно было что-то делать с элементарными удобствами - как-то нужно мыться, стираться. Смастерили минибаню, приспособили временный туалет, провели из подручного материала водопровод из колодца в дом (благо был погружной насос на маяке). Но все равно в первый год пришлось очень трудно. Холодно. Из продуктов только консервы, крупы, мука. Хорошо, что мы с собой взяли старенькую мебель и бытовую технику. Иначе не на чем было бы спать, сидеть и т.д. А так как у Володи золотые руки, то все равно постепенно жилье приобретало вид жилья.

2007 год. С наступлением весны, я начала присматривать, где можно разбить огород. В мае на маке снега уже нет, но средняя температура весь май и июнь около -5 -6 градусов. Огород я все таки нашла старый, только он был завален каким-то мусором, гнилыми досками, хламом, впрочем как и вся территория маяка. Откопали. Теперь мы выращиваем овощи (редиску, репу, лобу), правда появляются они только в августе, но все равно радует. Думаю поставить теплицу в этом году, если успеем.

Женщина Начальник маяка

Летом в 2007 году старый начальник маяка с женой уехали в отпуск с последующим увольнением на пенсию. Надо сказать, что рассталась я с ними не очень хорошо. На прощание я все им сказала, что накопилось в душе в течение года, хоть Володя и пытался меня остановить. Но иначе я была бы не я. Но я до сих пор об этом ничуть не жалею. И вот мы остались одни. Володя принял дела и обязанности. Но так как нас осталось только двое, работу мы разделили. Я работаю с документацией и отчетностью. Володя с дизелями.
 

Дизеля - это святое!

Тема дизелей - сердца каждого маяка - тема отдельная и самая больная. Если хоть какие-то строительные материалы еще получается выбить, то дизеля на последнем издыхании. Наш дизель отработал уже 9 моторесурсов. Дизеля такой модификации, уже не выпускают. Запчасти приходится искать везде, судоремонтные цеха, и т.д. Покупаем запчасти за свои деньги. И не только наш маяк - все. Остаться зимой без электричества - конец. Дизель - это святое. О нем даже говорить плохо нельзя. Я сейчас пытаюсь выбить новый дизель, но сказали, что мы не только дизель не получим, но даже аккумуляторы новые нам не привезут. Финансирования нет. Я не могу понять как нет финансирования. По крайней мере существуют маячные сборы.

Вот так мы и работали вдвоем. Постепенно восстанавливая, расчищая, ремонтируя вдвоем. Купили циркулярку. Много других инструментов. Застеклили маяк. Никак не могли решить проблему холода и сырости в доме. Спали в спальных мешках. Когда у нас появился первый снегоход - решился вопрос связи
с Северо-Курильском. Володя ездил на снегоходе на другую сторону острова. Переправлялся на Парамушир, и мог привезти оттуда необходимые продукты или что-то еще. Я в это время оставалась одна. Как-то было, что муж не мог переправиться через пролив обратно в течение 2 недель, Циклон за циклоном.
Мне приходилось днем дизель останавливать и отсыпаться, а вечером опять запускать и нести вахту. Переживала, что оборвет антенну и не будет связи. Зато сколько радости было, когда он приехал, Он сильно переживал, как я справлюсь одна. Но все обошлось.

У природы нет плохой погоды?

Циклоны особо сильные в ноябре и в феврале-марте. В 2009 году мы купили новый японский мотор на лодку, муж его установил, лодку закатил на телегу. Начался ураган - конец октября. Сила ветра - 50 м/с. Мы не рассчитали направление ветра. в общем на его глазах лодку подняло в воздух, перевернуло 2 раза и новеньким мотором грохнуло о скалы.... Мужа я отпаивала спиртом. Самое удивительное, что он потом собрал его, корпус эпоксидной смолой залил. Сейчас мы на нем в Северо-Курильск летаем летом.
Теперь у нас уже есть второй (мой) снегоход. Джип. Такие проблемы как доставка чего-либо с Северо-Курильска решена. Лишь бы погода позволяла.

Маячные помощники. Трое маячников и собака.

За время нашей работы к нам на маяк устраивалось трое техников - работали по 2 месяца и уходили. Одного не устраивал наш суровый климат. Один не захотел работать из-за огромного объема работы и маленькой зарплаты. Один вообще сбежал без объяснений. После большого сокращения штатов, меня утвердили начальником, а Володю механиком. Вот только в прошлом году к нам пришел человек, не боящийся не климата ни работы. До прошлого года мы были вдвоем. В отпуск ездили по очереди.

Правда отпуском вряд ли это можно назвать.Сделаем накопившиеся дела и назад вертолетом через Северо-Курильск. Сейчас первый раз по настоящему в отпуске. В конце июня пароход. Возвращаемся на маяк.

По поводу путешественников - ни каких проблем, несмотря на военный статус. Все кто к нам приходили, жили у нас, бродили по острову, фотографировали японские танки и пушки, лазили по ДЗОТам. В прошлом году, в связи с нахлынувшими туристами, мы даже сделали гостинку - небольшую квартиру с 3 койками, кухней и санузлом.

О живности

живность вблизи маяков везде разная. У нас в основном лисы. Сейчас на остров завезли северных оленей, но их отстрел строго запрещен, приезжают охотоведы - ведут счет поголовья. Есть каланы - в красной книге. Деревьев на нашем острове нет. Тундра, много цветов и грибов белых и совершенно нечервивых.

 

Поддержим маячников!
 
Хочется очень помочь этой интереснейшей и героической семье, о жизни, которых мало кто знал, как впрочем и большинства маячников. Мы привыкли любоваться прекрасными фото маяков, но смотрители-маячники практически всегда остаются для нас невидимыми, а их тяжелый труд по обеспечению безопасности мореплавания в тяжелейших условиях, как правило мало кому заметен.
Мы очень хотим поддержать эту семью и публикуем электронные кошельки, принадлежащие Елене и Владимиру. Поддержите маячников WEB MONEY - кошелек  R288342263483,  и  RBK MONEY - кошелек RU610548822.

Маяки упоминаемые в материале: 
Маячники упоминаемые в материале: